Крах Татфондбанка: мошенничество под прикрытием правительства РТ?

Обманутые вкладчики банков Татарстана требуют вернуть деньги и подозревают, что премьер-министр был в курсе хищений, знал о предстоящем отзыве лицензии, и даже, возможно, покрывал аферистов.

День, когда стало известно об отзыве лицензии у рухнувшего Татфондбанка, в Казани назвали «черной пятницей». Прямо в казанском аэропорту был задержан депутат Госсовета Татарстана, председатель правления ПАО «Татфондбанк» Роберт Мусин. Уже поздно ночью стало известно, что Мусина обвинили в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») и отправили под арест в СИЗО. К слову, ранее по аналогичному поводу были арестованы пять топ — менеджеров «лопнувшего» банка: руководитель компании «ТФБ Финанс» Тимур Вальшин, зампредправления Татфондбанка Вадим Мерзляков, начальник управления активных операций Илнар Абдульманов, начальник управления клиентских операций на рынке ценных бумаг ТФБ, он же руководитель отдела клиентского сервиса «ТФБ Финанс» Рустам Тимербаев. Бывший заместитель председателя правления Татфондбанка Сергей Мещанов был задержан в Подмосковье.

Председатель правления ТФБ Роберт Мусин

Председатель правления ТФБ Роберт Мусин

Тем временем клиенты-предприниматели ТФБ окончательно потеряли веру в спасение своих денег и выставили ультиматум президенту Татарстана Рустаму Минниханову. В прошедшие выходные вкладчики Татфондбанка, ИнтехБанка (входит в группу ТФБ) и «Анкор банка» чуть ли не штурмом взяли Дом правительства в Казани и прорвались на встречу с премьер-министром Ильдаром Халиковым, которому и передали свои требования. Одновременно на сайте change.org начался сбор подписей за отставку главы правительства Ильдара Халикова, возглавлявшего совет директоров правления Татфондбанка. Как считают обманутые клиенты, премьер-министр был в курсе хищений в банке и знал о предстоящем отзыве лицензии, но «ввиду своего непрофессионализма» не повлиял на ситуацию, и даже, возможно, покрывал мошенников.

Контролируемый правительством республики Татфондбанк начал испытывать проблемы с конца прошлого года. После того как 14 декабря организация остановила обслуживание клиентов, ЦБ РФ ввел трехмесячный мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка. На Агентство страхования вкладов были возложены функции временной администрации Татфондбанка. Позднее временная администрация также была введена в ИнтехБанке. Начались страховые выплаты вкладчикам.

Тут выяснилось, что незадолго до того как банк стал испытывать проблемы, оказалось, что средства многих клиентов ТФБ лежали не на депозите в банке, а на счетах инвестиционной компании «ТФБ Финанс», которая имеет форму ООО. Она предлагала больший процент по вкладам, нежели сам банк, чем и привлекала людей. Как описывали ситуацию клиенты, сотрудники Татфондбанка убеждали их переводить свои сбережения в доверительное управление «ТФБ Финанс», вводя их в заблуждение, что деньги попадают под систему страхования вкладов. Когда банк «посыпался» и клиенты «ТФБ Финанс» обратились в АСВ, выяснилось, что никакие страховые выплаты им не положены. Обманутые люди обратились в МВД Татарстана, где возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере». Так, к пострадавшим юридическим лицам, у которых «зависли» деньги в банке и которые не попадают под систему страхования вкладов, присоединилась армия обманутых вкладчиков инвестиционной компании.

Митинг в Казани

 

Любопытно, что глава Татарстана Рустам Минниханов за несколько дней до решения ЦБ об отзыве лицензии объявил, что санировать, как оказалось, «уже обреченный» банк вызвалась компания ТАИФ, к которой самое прямое отношение имеют сыновья первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Но ведомство Эльвиры Набиуллиной приняло иное решение. Оказывается, специалисты ЦБ выявили факты хищений в банке и прямой вывод активов.

«На 1 февраля 2017 года «дыра» в капитале Татфондбанка составила порядка 96,7 млрд рублей. До введения временной администрации размер «дыры» оценивался в 43 млрд рублей. Временная администрация выявила, что дыра была больше, – сообщила зампред Банка России Ольга Полякова. – Для того чтобы провести санацию Татфондбанка, по расчетам ЦБ и АСВ, понадобилось бы как минимум 220−230 млрд рублей заемных средств».

Кроме того, Полякова заявила, что проблемы Татфондбанка заключались в бизнес- модели, ориентированной преимущественно на кредитование бизнеса совладельца и экс-главы банка Роберта Мусина. 65% кредитного портфеля составляли кредиты, связанные с бизнесом собственника. «И основная часть заемщиков находится в состоянии банкротства», — уточнила зампред ЦБ.

Были, считают в ЦБ, и факты прямого вывода активов из Татфондбанка, в том числе положение банка ухудшил ряд операций в начале декабря. Соответствующие материалы уже направлены в Генпрокуратуру.

Выяснилось, что в августе прошлого года Роберт Мусин получил кредит в ЦБ России и предоставил фиктивные сведения о высоколиквидном активе, обеспеченном кредитными договорами с другими акционерными обществами. Впоследствии полученные кредитные денежные средства в размере более 3 млрд рублей были переведены на расчетные счета аффилированных с Мусиным организаций. То есть, депутат Госсовета попросту похитил деньги. Примечательно, что прокурор, настаивая на аресте Мусина, заметил, что у него есть недвижимость за рубежом.

На следующее утро после ареста Роберта Мусина отчаявшиеся вкладчики пришли к офису Татфондбанка, однако не добившись ничего, толпа двинулась к Кабинету министров РТ на площади Свободы и едва не вышибла дверь, пытаясь прорваться сквозь полицейский кордон.

Парламентеров довольно приветливо встретил премьер-министр республики Ильдар Халиков. Ему передали ультиматум от вкладчиков, в котором требовали вернуть деньги и оспорить решение об отзыве лицензии у Татфондбанка. Посланцы дали президенту РТ три дня на выполнение требований вкладчиков, обещая в противном случае устроить «майдан» с требованием отставки президента Рустама Минниханова. В качестве примера вкладчики приводили опыт Атлас-банка.

Наша
справка

Судебные споры с Центробанком по поводу отзыва лицензий являются одними из самых бесперспективных процессов. Так, в мае 2014 года у московской кредитной организации Атлас-банк Банк России отозвал лицензию за нарушение «антиотмывочного» законодательства. В августе 2015 года Атлас-банк в апелляции и кассации добился права на возврат лицензии; при этом банк был ликвидирован в рамках другого параллельного процесса с ЦБ, то есть, перестал существовать как юрлицо. Кроме того, ЦБ может повторно отозвать у банка возвращенную через суд лицензию по другим основаниям.

Есть косвенные свидетельства того, что в самом банке, а значит, и в правительстве РТ, знали, что крах близок еще весной прошлого года. За пару дней до введения временной администрации в Татфондбанке были расщеплены несколько счетов, на которых хранились суммы больше застрахованной. Кроме того, крах Татфондбанка случился в декабре прошлого года, а в январе 2017 года бывший зампредправления Сергей Мещанов занял должность вице-президента блока «Розничный бизнес» Промсвязьбанка.

При этом стоит помнить, что самым главным акционером Татфондбанка было правительство РТ, а в правлении акционеров заседал именно Халиков. Получается, что либо топ-менеджмент просто прокутил государственные деньги, либо денег не стало в банке с согласия того самого правительства.

К понедельнику условия ультиматума не были приняты премьер-министром. Он заявил, что раздачу денег ни власти республики, ни госкомпании, ни тем более ТАИФ не пойдут. А оспаривать решение Центробанка об отзыве лицензий не целесообразно. А зампрокурора открытым текстом начал угрожать вкладчикам.

«Я бы хотел предостеречь от незаконных действий и негативной политизации процесса. Сразу скажу, что всем незаконным действиям, особенно публичного характера, будет дана соответствующая правовая оценка. Всем без исключения», — заявил Долгов.

В то же время вкладчики требуют от правительства республики реальных действий и готовы объявить импичмент президенту Татарстана Рустаму Минниханову.

Источник «Преступной России» утверждает, что премьеру избежать ответственности все-таки не удастся. Дана команда выявить весь круг лиц, причастных к образовавшейся кризисной ситуации в банковской сфере и привлечь их к ответственности. Крах Татфондбанка и неосторожное участие в этом премьер-министра республики поставило жирный крест на его дальнейшем пребывании на этой должности. А между тем, требования вкладчиков к банку уже переросли в требования к руководству республики, и это будет серьезное политическое испытание для Татарстана.